Краткая история и этапы разработки проекта «Профпробы-360»

История

Возможность создания программно-аппаратного комплекса «Профпробы-360» появилась по итогам трех крупных проектов, проводившихся параллельно в 2015-2020 годах:

  • «Дерево эволюции профессий» — это исследовательский проект, в рамках которого рассматривался процесс трансформации или появления новых родов занятий, видов деятельности и непосредственно профессий, начиная с первобытной деятельности человека. В ходе исследования была разработана новая система описания профессий и как следствие, новая таксономия профессий.
  • «Атлас современных профессий, специальностей и должностей» стал той базой данных, где соединились накопленные знания о профессионально важных качествах, условиях труда, заработных платах, сроках обучения и пр. В основе Атласа – полевые исследования: интервью, опросы, работа с экспертами, работа с ассессмент-центрами и другими источниками данных. В рамках разработки Атласа вручную было заполнено несколько миллионов ячеек с описанием профессий.
  • «Цифровая модель рынка труда» позволяет обновлять данные «Атласа» в автоматизированном режиме в онлайн-формате. Использование языка «Магуча» для компьютерного чтения вакансий и резюме позволяет получать срез данных по требуемым компетенциям высокотехнологичных профессий, а также отслеживать изменения по всем профессиям, специальностям и должностям.

Тупиковые ветки в истории развития проекта

Разработка проекта «Профпроб-360» также началась в 2015 году. За это время было испробовано:

  • Создание полноценной системы профессиональных проб, приближенных к настоящим, но полностью в виртуальной реальности. Причина отказа от развития: слишком низкий уровень достоверности взаимодействия с объектами труда в виртуальной реальности по сравнению с реальным – настолько, что как таковых проф. проб не происходило, сводилось к алгоритмической имитации деятельности профессий (для большинства профессий: «возьми то-то, отнеси туда-то, сделай то-то»).
  • Создание системы диагностики ПВК полностью в виртуальном пространстве: у этого направления большой потенциал, возможно следует еще подождать развития технологий. Минусы настоящего времени: плохое самочувствие после условно продолжительного времени; низкий уровень «четкости» считывания данных с рук и глаз; большая степень «увода» в игровую механику в восприятии пользователя (тестирование превращается в полноценную игру, а игра предусматривает специальные ошибки пользователя, чтобы «протестировать саму игру»).
  • Создание системы диагностики с помощью проектора и компьютерного зрения. Потенциально сильная технология. Сегодняшние минусы: высокая погрешность и разбег ошибок компьютерного зрения делает результаты тестирования телесных ПВК невалидными, слишком неточными.
  • Создание системы диагностики действием через механические и «физические» стенды. Плюсы: реальное взаимодействие с предметными объектами (моторика, хватательные функции и т.п.). Минусы: реальные технологии уходят к сенсорно-панельному управлению устройствами, которые у нас и представлены в текущем проекте. А диагностика большого ряда ПВК вообще не требует физических стендов, а только компьютера.

Перспективные направления и будущие этапы развития комплекса:

  • Использование «командных» комплексов, интегрированных в общую концепцию ассессмент-центра для одновременного тестирования команд, а не отдельного пользователя.
  • Донастройка комплексов под особенности людей с ОВЗ.
  • Локализация (языковая и методическая) комплексов под рынки труда других стран.
  • Соединение тестирования с «реальностью» с помощью фитнес-браслетов, мобильных приложений, анализирующих и активность, и содержательную часть интересов пользователя, и других инструментов.
arrow