Методика

Коротко о методике проекта Профпробы-360

Профессиональные пробы — один из самых эффективных инструментов профориентации, но, к сожалению, и наиболее редкий. На рынке труда встречается более двадцати тысяч различных профессий и специальностей. Но даже если их было бы в десять раз меньше — разве это помогло бы проверить свои силы в каждой?

Как же «попробовать себя» сразу во всех существующих профессиях?

В каждой профессии есть свой набор профессионально важных качеств и компетенций. Некоторые из них — критически необходимые — без них невозможно выполнить трудовую задачу. Некоторые — оптимизирующие — с их наличием решение профессиональных задач происходит быстрее и качественно лучше.

Мы проанализировали каждую профессию современного рынка труда и построили для нее формулу требуемых качеств и компетенций (эта работа заняла гигантское количество времени и ресурсов, а как именно мы это делали, подробно написано ниже).

Когда мы подвели итоги, оказалось, что для двадцати тысяч профессий задействовано всего несколько сотен профессионально важных качеств.

Мы подумали, что если невозможно «попробовать» себя в тысячах профессий, то может быть получится проверить себя в нескольких сотнях качеств? Так мы перешли к разработке диагностического комплекса, который тестирует разные навыки: телесные, когнитивные, коммуникативные и так далее.

Чтобы диагностика была максимально объективной, большая часть наших тестов построена на диагностике действием: пользователю требуется выполнять различные упражнения с помощью интерактивного сенсорного стола — так мы проверяем мелкую моторику, координацию рук и ног, внимательность, наблюдательность, когнитивные навыки и другое.

Конечно, не обошлось и без традиционных методик, которые мы разработали совместно с Галиной Владимировной Резапкиной (rezapkina.ru). Поэтому кроме самих навыков мы учитываем ценностно-смысловые установки, мотивы личности, волевую сферу, а также состояние здоровья и основные медицинские показания.

Чтобы сэкономить время тестирования и не проверять пользователя на качества тех профессий, которые ему заведомо не подходят, мы разработали алгоритм «умной» динамической диагностики: она анализирует все ответы и результаты пользователя в режиме реального времени, и постоянно оптимизирует траекторию тестирования, отсекая нерелевантные вопросы и более глубоко проверяя «потолок» наиболее развитых качеств, при этом учитывая мотивы, ценности и интересы пользователя.

В результате тестирования мы получаем карту пользовательских качеств и компетенций, которую алгоритм сверяет с каждой из свыше двадцати тысяч специальностей и должностей рынка труда. И таким образом, разделяет их:

  • на профессии, которые идеально соответствуют развитым качествам пользователя;
  • на профессии, для которых каких-либо качеств не хватает, но эти качества тренируемы;
  • на профессии, для которых не хватает природных (плохо тренируемых) критически необходимых качеств.

После диагностики пользователь попадает в «Атлас современных профессий», где с помощью большого количества фильтров пользователь может легко отсечь лишние профессии и выделить те, которые соответствуют его личным потребностям и текущему контексту жизненной ситуации. Так, пользователь может учитывать:

  • наличие свободных вакансий в регионе своего проживания,
  • уровень конкуренции по этой профессии (соотношение числа вакансий к числу соискателей),
  • сроки получения образования по профессии,
  • размер средней заработной платы

и многое другое.

Данные по рынку труда регулярно обновляются, для этого мы используем данные проекта «Цифровая модель рынка труда» (rutrud.com) на базе специального программного обеспечения «Магуча» (magucha.ru), способного читать и понимать текст вакансий и резюме, и обрабатывать их все в режиме реального времени.

С помощью инструментов проекта «Профпробы-360» можно не только провести диагностику качеств и компетенций, но и целенаправленно развивать их. Для этого мы создали тренажерный комплекс «Из-ай» (от названия платформы самоопределения для подростков – проекта www.iz-i.ru).

«Профпробы-360» — это живой проект. Мы продолжаем оптимизировать наше программное обеспечение, обучаем алгоритмы «умной» диагностики быть более быстрыми и точными, разрабатываем модель диагностики действием в виртуальном пространстве и новые инструменты профориентации.

Ниже представлено подробное описание методики проекта

«Профпробы-360»

СОДЕРЖАНИЕ:


Профессионально важные требования (ПВТ)

Методика «Профессионально важных требований», реализованная в проекте «Профпробы-360», была разработана в прошлом десятилетии, как своевременный ответ на внедряющийся в стране компетентностный подход с его опорой на hard и soft skiils.

Модель методики была заложена Г.В. Резапкиной в проекте «Грани личности», в котором произошел гармоничный синтез подходов типологического – но уже нового образца – и гуманистического (аксиологического и феноменологического). Также «гранями» новой модели стали такие важные особенности как медицинские показания и фундаментальный анализ потребностей рынка труда.

Коренным изменением типологического подхода стала цифровизация разработок психологов «старой школы» (В. Мерлина, Е. Климова, В. Шадрикова и других), позволившая декомпозировать на принципиально иной уровень глубины тысячи профессионально важных качеств и современных компетенций, являющихся сложносоставными наборами как самих качеств, так и аксиологических параметров.

Представленная ниже концепция «Профессионально важных требований» описывает как основные постулаты, так и аспекты процесса цифровизации этой модели для проекта «Профпробы-360». Текст представлен из книги А. Ю. Смирнова «Цифровизация профессионально важных требований» в сокращении.

Декомпозиция профессионально важных качеств и компетенций

Каждая профессия предъявляет свой набор требований к потенциальному сотруднику. Что включают в себя эти требования?

  1. Профессионально важные качества и компетенции.
  2. Психологические особенности и свойства.
  3. Медицинские и физиологические показатели.
  4. Ценностно-смысловые установки и мотивы.

Начнем с самой большой группы – профессионально важных качеств (ПВК). И так как фундаментом любой компетенции является набор ПВК, то в этой группе мы рассмотрим и ПВК, и компетенции.

Структура ПВК

Атомарные и составные качества

Все профессионально важные качества разделяются на атомарные и составные.

Атомарные качества — это однозначное, корневое качество (способность), в основе которого не лежат другие качества.

Составное качество — это качество, в основе которого лежат другие качества (составные или атомарные), все вместе формирующие новую способность. Составные качества — это системные (эмерджентные) качества.

Компетенция представляет собой одно или несколько составных и/или атомарных качеств или требований (например, определенных психологических свойств или мотивов). Важно, что компетенция также может включать требования к отсутствию каких-либо качеств. (Эта особенность делает описание компетенции похожей на описание требований профессии по «формуле ПВК» – см. ниже).

Также есть коррелирующие качества, когда наличие одного качества требует наличия другого качества, но при этом они не являются составными и не формируют совместно какое-либо новое эмерджентное качество. Коррелирующие качества могут быть как взаимокоррелирующие, так и однонаправленные, когда наличие первого качества предполагает наличие второго качества, но наличие второго качества не предполагает наличие первого качества.

Примеры:

Атомарные качества: глазомер, музыкальный слух, моторика.

Составные качества: ответственность, стрессоустойчивость, коммуникабельность.

Компетенции: компетенция «Коммуникация» (слышать собеседника, договариваться, доносить свою мысль) — это проактивность, способность и готовность к общению, логическое мышление, критическое мышление, социально-технологическое, гибкость мышления, эмоциональный интеллект, (…). При этом требуется отсутствие ригидности мышления и мизантропии.

Коррелирующие качества (взаимокоррелирующие): усидчивость и концентрация внимания.  

Коррелирующие качества (однонаправленные): наличие системного мышления предполагает наличие критического мышления, но не наоборот.

Шкалы ПВК

Само по себе качество, при его измерении, может иметь несколько шкал, требующих этого измерения.

Пример:

На примере атомарного качества «Внимательность», мы имеем 4 шкалы:

  • Точность внимательности — то есть оценку самой внимательности (способности замечать появление, исчезновение, изменение чего-либо).
  • Скорость внимательности — как быстро человек замечает изменения.
  • Объем внимательности — как много изменяющихся элементов способен заметить человек.
  • Длительность внимательности — как долго человек сохраняет высокую степень внимательности.

При измерении шкал какого-либо качества требуется учитывать и результаты измерений шкал коррелирующих качеств. В результате сравнения коррелирующих качеств мы можем получить или согласовывающуюся информацию, что повышает коэффициент валидности общего тестирования, или противоречивую, что позволит психодиагносту обратить внимание именно на эти качества или запустить процедуру повторного тестирования.

Пример:

Для шкалы «Внимательность» взаимокоррелирующим качеством является наблюдательность. Результаты тестов обоих качеств должны быть схожими.

Измерение ПВК

Способность и готовность

Для измерения профессионально важного качества оценивается не только способность к его выполнению, но и готовность применять данное качество в работе.

Это напоминает формулу «могу» и «хочу», примененной к конкретному качеству, которое «надо» профессии.

Различие способности и готовности – значимый момент в диагностике

Оценка готовности «использовать» то или иное качество обычно принимает одну из 6 оценок, выявленных в ходе фокус-групп, наблюдений за консультациями и онлайн-опросов: 

  • Категорическое неприятие через резкий эмоциональный отказ от использования качества.
  • Выраженная неготовность, нежелание его использовать, высказанные без ярко выраженного эмоционального окраса.
  • Безоценочное отношение, равнодушие или непонимание сути/смысла вопроса.
  • Безоценочное отношение, но с выявленными (путем диагностики действием) задатками или склонностями к данному качеству.
  • Прямо выраженная готовность.
  • Ярко выраженная потребность, определяемая путем эмоционального (бурного) выражения готовности.

В программе диагностики они обозначаются так:

Шесть оценок «Готовности» по результатам исследований работы профконсультантов

Оценка же способности использования качества производится по следующей условной шкале:

Шкала оценки «Способности»

Конкретное соответствие уровней и их калибровка осуществляется для каждого конкретного теста. Оценка способности производится по каждой из шкал ПВК, входящих в конкретное качество.

Ярко выраженное наличие или отсутствие

В описаниях экспертов к требованиям профессий чаще всего выделяется «ярко выраженное наличие» или «ярко выраженное отсутствие» того или иного качества. В диагностике это описание равнозначно оценкам:  

6 — 7«ярко выраженное наличие»
1 — 2«ярко выраженное отсутствие»

В самой системе диагностики указывается конкретный результат в цифровом выражении.

Существуют специальные коэффициенты, «отлавливающие» все ярко выраженные проявления качеств, особенно полученные не в результате диагностики действием, а путем субъективных оценок в результате обычного тестирования. Они влияют на формирование отчета по результатам диагностики для психолога, а также на динамическую систему интеллектуального тестирования, определяющую структуру и сценарий всего процесса тестирования. Подробнее описано в разделе про систему диагностики.  

Коридор качества

В требованиях некоторых профессий важно попадание «в коридор» значений для конкретного качества, допустим, не ниже 3 уровня, но и не выше 5-го. Также, для некоторых качеств, попадание в конкретную шкалу, например, «5», не означает автоматическое соответствие всем нижестоящим шкалам, что иногда воспринимается некоторыми психологами как контринтуитивное.

Запись результатов тестирования

Итоговая запись результатов тестирования записывается по формуле:

КАЧЕСТВО:

{

[хар-ка_1: значение; хар-ка_2: значение; …],

[шкала_1: результат; шкала_2: результат; … ],

[качество_2: k корреляции; качество_3: k корреляции; … ]

}

Характеристики качества указываются для автоматизации процессов создания корреляционных и многофакторных коэффициентов, понижающих или повышающих оценку валидности как всего тестирования, так и отдельных его элементов (в частности, компетенций).

Оценка «степени подтвержденности качества» или шкала лжи

Корреляционные и иные коэффициенты влияют на итоговую оценку степени подтверждённости качества, которая в какой-то мере может восприниматься как «шкала лжи».  

Запись результата тестирования с оценкой «степени подтвержденности»

Итоговая оценка подтверждённости добавляется в запись к корреляционным коэффициентам и пересчитывается после каждого обновления данных с результатами теста. Кроме оценки подтверждённости конкретного качества также формируется общая оценка подтверждённости для всего тестирования.

В сводном кратком отчете для психолога данные всех измерений и коэффициентов редуцируются до одного значения — индекса оценки качества:

Индекс оценки качества – «человекочитаемый» редуцированный показатель

В самой системе диагностики индекс не учитывается из-за грубости подхода и отсутствия необходимости в обобщении или редукции данных. При сравнении качества пользователя с требованиями профессии учитывается каждая шкала, входящая в качество; учитываются оценки готовности и подтвержденности, а также каскад дополнительных коэффициентов, повышающих или понижающих итоговый вес соответствия пользователя к конкретной профессии (компетенции, специальности, должности, категории/разряду).

Таксономия профессионально важных качеств

Профессионально важные качества можно разделить на несколько групп, а также выделить в них несколько значимых свойств и типов.

Число профессионально важных качеств

Количество профессионально важных качеств огромно и практически не поддается измерению, так как очень часто новые качества получаются за счет комбинации предыдущих, получая уникальные (эмерджентные) свойства.

В нашей работе мы рассматривали свыше 2000 качеств из собранной базы в 3000+ качеств. Однако для подавляющего большинства профессий обычно встречается не более 60 уникальных качеств. С учётом высокотехнологичных и редких профессий, а также особых компетенций руководителей высшего звена, размер ядра основных качеств составляет 150-170 качеств.

При этом количество измеряемых шкал существенно больше, чем самих профессиональных качеств, а с учетом коррелирующих шкал и индексов валидности, общее количество оцениваемых параметров составляет свыше тысячи для всего 60 основных качеств. Увеличение числа исходных качеств увеличивает число оцениваемых параметров по экспоненте.

Группы профессионально важных качеств

Для удобства навигации среди качеств мы используем следующее условное деление:

  1. Телесная группа — это те качества, которые непосредственно связаны с телом: зрение, слух, моторика, координация. Сюда же включены и физическая сила, и выносливость, хотя физическая сила во многом входит в требования профессии по медицинским показателям, а выносливость — это скорее психофизическая характеристика.  
  2. Психофизическая группа — это такие качества как внимательность, наблюдательность, способность работать в одиночестве, способность и склонность к монотонной работе и другие.
  3. Коммуникативная группа — в ней оцениваются навыки коммуникации, способность и готовность / потребность в общении, культура речи, навыки активного слушания и понимания. В эту группу входит также эмоциональный интеллект и такие качества как милосердие, сострадание, толерантность. И «антикачества», такие как мизантропия.
  4. Когнитивная группа — она включает в себя более десятка разновидностей мышления (системное, критическое, алгоритмическое, …), память, чувство юмора, гибкость/ригидность мышления и другие.
  5. Творческая группа — это группа, в которой оценивается потребность в творческой самореализации, творческая креативность, набор эстетических качеств и другие.

Большинство профессий имеет смешанные наборы качеств, но отчетливо выделяются комбинации между телесной и творческой, когнитивной и коммуникативной, и другие. Анализ «рисунков» (сигнатур) требований разных профессий — это возможность для множества интересных открытий и захватывающих монографий.

Свойства качеств: простые и атомарные

Как было уже отмечено выше, качества могут быть:

  • атомарными или
  • составными.

Для тестирования составного качества недостаточно тестировать только входящие в него атомарные качества, требуется самостоятельный тест составного качества; а результаты тестирования атомарных качеств учитываются в корреляционных шкалах и шкале оценки подтверждения.

Свойства качеств: врожденные и приобретаемые

Качества могут быть врожденными, природными, плохо поддающиеся изменению и приобретаемыми, тренируемыми. К врожденным обычно относятся те качества, которые связаны с психологическими особенностями.

Пример:

Природные качества: усидчивость; способность к монотонной работе; музыкальных слух.

Приобретаемые качества: моторика, наблюдательность, активное слушание.

Следует заметить, что в диагностике используется не бинарное деление на природные и приобретаемые, а многосоставное: внутри и врожденных, и приобретаемых можно определить степень сложности изменений:

Шкала измерения «тренируемости» качества

В чем смысл такого разделения? В диагностике тех ПВК, которые приобрести легко, больший вес получает шкала готовности/потребности использовать это качество в своей деятельности, символизирующую мотивацию его получения. А вот если качество тяжело изменяемое, практически не тренируемое, и при этом его параметр у пользователя низкий (качество отсутствует или на низком уровне), а готовность его использовать – осознанная, высокая, то постулат Е. Климова о том, что «мотивация важнее наличия качества» начинает давать сбой, а коэффициенты работают иначе.

Существует нюанс, который заключается в том, что для одного человека качество является явно «тяжело изменяемым», а для другого это же качество скорее относится к 5-му типу: «изменяемое» (пусть нелегко, но тем не менее). 

Что мы делаем в этих случаях? Система диагностики действием позволяет установить задатки и склонности, а в режиме тренажёра – дотянуть их до способностей у тех, для кого это качество от 4-го типа и выше. Возможно, при наличии больших статистических данных мы сможем вообще отказаться от использования корректирующих коэффициентов и получать достоверный результат диагностики конкретного ПВК по отношению к конкретному человеку через несколько сессий диагностических упражнений действием.

Сейчас же используется сложная формула соотношения, на которую большой вес оказывают коррелирующие факторы. Разбор формулы выходит за рамки данной работы, хотя и представляет собой весьма интересное остроумное решение.

Формула ПВК/ПВТ

В каждой профессии (специальности или должности) существуют так называемые трудовые функции, в рамках которых есть конкретные трудовые действия. Для реализации этих действий требуется набор определенных качеств, умений (навыков) и знаний.

Формула ПВТ. В профессии есть трудовые функции, по каждой есть трудовые действия. К трудовым действиям предъявляются требования

Для каждого трудового действия есть свой набор требований к качествам, психологическим особенностям, состоянию здоровья и наличию медицинских противопоказаний, к ценностно-смысловым установкам и мотивам труда.

Кроме этого требуется наличие профессиональных знаний, для получения которых точно также требуются определенные качества, психологические особенности, ценностно-смысловые установки и мотивы.

Когда мы в процессе диагностики «примеряем» профессию к конкретному пользователю, мы не ожидаем от него профессиональных знаний. Но мы можем понимать природу этих знаний, а значит и тот объем когнитивных и психофизических характеристик, которыми необходимо обладать для их усвоения.

И требуемые умения, и требуемые качества для получения знаний, мы раскладываем на атомарные и составные качества, которые и проверяются с помощью диагностики «Профпробы-360».

После проверки мы можем определить:

  • справится ли пользователь с этой профессией,
  • и насколько легко он сможет это сделать: для кого-то профессиональные требования совсем не вызовут трудностей, а кому-то потребуется выкладываться на пределе своих возможностей.  

Эти данные и определяют главный параметр – вес соответствия профессии для конкретного пользователя. Вес соответствия определяется для всех профессий, специальностей и должностей, которые есть на современном рынке труда (а значит и в нашем регулярно обновляемом каталоге профессий).

Формула ПВТ (профессионально важных требований) отличается от своей предшественницы формулы ПВК (профессионально важных качеств) тем, что при оценке степени соответствия выходит за рамки только непосредственных качеств, но и учитывает такие значимые характеристики как:

  • Психологические особенности и свойства (например, тип нервной деятельности).
  • Состояние здоровья и медицинские противопоказания.
  • Ценностно-смысловые установки, мотивы и направленность личности.

К этому всему также учитываются введенные при авторизации пользователя половозрастные характеристики и целевой запрос (цель диагностики).

Вернемся к формуле. Для каждого оцениваемого трудового действия, мы выделяем набор задействованных качеств, необходимых для его выполнения и для получения требуемых проф. знаний. Получается достаточно обширный и разносторонний список, в котором вес участия каждого качества существенно отличается.

В рамках нашей модели мы разделяем требуемые качества на 4 группы:

  • Критически необходимые качества — это те качества, без которых невозможно выполнение рассматриваемой задачи. Как правило, их не так-то и много, но тем значимее их наличие или отсутствие.
  • Оптимизирующие качества — они упрощают выполнение задачи (ее можно выполнить легче или быстрее), чем при их отсутствии. Но они не заменяют собой критически необходимые качества.
  • Акметические качества — позволяющие достичь вершин профессионализма (акме). Непосредственно в работе эти качества не являются ни необходимыми, ни оптимизирующими. Но при наличии всех критически необходимых они помогают достичь совершенства в выбранном виде деятельности (при наличии соответствующей мотивации).
  • Анти-качества — явно выраженное наличие которых может существенно затруднять или делать невозможным выполнение трудового действия. То, что в одной профессии может быть анти-качеством, в другой может являться критически необходимым качеством.

Есть модели, где выделяют 5 или 7 групп, но мы остановились на этой, как наиболее проверенной: разные группы экспертов в разное время составляли портреты профессий, используя различные модели и формулы. Приведенная модель выдержала испытания с наибольшим отрывом от других вариантов, максимально совпадая у всех групп экспертов.

В рамках одной профессии (должности) существует, как правило, множество трудовых действий, и для каждого требуется свой набор качеств. Встречаются случаи, когда трудовые действия требуют противоположных качеств. Существует формула их «уравновешивания», и в итоге формируется сложная формула баланса требуемых качеств для каждой профессии. Мы называем ее «портретом профессии» (или иногда «формулой профессии»).

Вес соответствия профессии существенно определяется наличием или отсутствием требуемых параметров критически необходимых качеств; «добирается» оптимизирующими и акместическими качествами и понижается при наличии анти-качеств, в зависимости от степени их выраженности.

Как было указано выше в классификации ПВК, качества могут быть как легко приобретаемыми, так и практически неизменяемыми, причем это индивидуальная характеристика. Благодаря технологии «диагностики действием» для большого количества качеств мы можем определить силу и выраженность имеющихся задатков и склонностей, а значит определить, насколько «развиваемо» данное качество у данного пользователя. Это все так же влияет на вес соответствия.

Наконец, ценности, мотивы, направленность также учитываются в весе соответствия по собственной дифференцированной формуле, в которой чем выше степень несогласованности – тем выше влияние на вес соответствия.

Для профориентолога есть возможность изменить формулу определения веса соответствия в расширенных настройках программы, если он считает, что для конкретного пользователя требуется особый подход. Также существует возможность «отредактировать» формулу профессии или ввести свою собственную.

Диагностика действием

Диагностика действием — это методика тестирования, когда пользователю, для выполнения задания, требуется использовать тестируемое качество. Например, чтобы протестировать мелкую моторику пользователю потребуется выполнить действия, для успешного осуществления которых необходима мелкая моторика.

Использование технических средств (в частности, большого сенсорного экрана, одновременно обрабатывающего множественные точки касания; отдельных устройств в виде USB-педалей или динамических стилусов) помогает провести компьютерное тестирование действием таких важнейших для множества профессий ПВК как:

  • Моторика
  • Координация рук и ног
  • Внимательность
  • Наблюдательность
  • Скорость реакции
  • Ориентация в пространстве

(…)

При этом программа замеряет объем, скорость, точность, и продолжительность точности выполняемых действий, и другие параметры в зависимости от тестируемого качества. Каждая замеряемая шкала может учитываться как в весе соответствия профессии, так и в составе корреляционных коэффициентов (описанных выше).

В диагностике действием основной сложностью является «чистота» задачи, чтобы тестировалось именно требуемое качество само по себе, без участия групп других качеств. Например, тестируя моторику и замеряя скорость движения, пользователю не должна требоваться «внимательность» или «наблюдательность» для нахождения нужных объектов, и т.п. Для обеспечения «чистоты» измерения используются различные приемы. Например, тренировочные задания, позволяющие освоиться с пространством и управлением перед прохождением теста.

Задатки и склонности

Выполнение большей части заданий занимает от 15 до 90 секунд. В зависимости от получаемого результата система динамического тестирования определяет — продолжать тестирование с усложнением задания или остановиться на этом. При этом такой же выбор может быть предложен пользователю — «попробовать на более сложном уровне или перейти к другому заданию?».

Компьютерная диагностика действием позволяет обеспечить неповторимость заданий, чтобы не сформировалось привыкания при повторных прохождениях. Для пользователя каждое задание будет «новым» и непривычным – для его выполнения не сформирован динамический стереотип, что позволяет точно оценивать проявленное качество.

Учитывая половозрастные данные и медицинские особенности пользователя, можно провести сравнение его результатов с результатами схожей группы пользователей. Программа определяет, насколько легче дается пользователю то или иное действие, по сравнению с другими пользователями. Этот показатель служит диагностикой задатков.

В режиме тренажера пользователь выполняет однотипные (с точки зрения задействования тестируемого качества) задания, хотя и всякий раз отличающиеся по оформлению. Программа фиксирует скорость и силу прогресса пользователя в освоении навыка, что, в сравнении с результатами других пользователей, позволяет оценивать склонность пользователя к данному навыку.

Определение задатков и склонностей для подростков в большей степени реализовано в инструменте «игрового тренажерного комплекса Из-Ай» и «тренажерного комплекса Профпробы-360-мини для детей с ОВЗ».

Динамическое тестирование

Одна из самых больших «ахиллесовых пят» тестирования — требуемое на него время. Чем более высокоточный тест – тем больше времени необходимо потратить на его прохождение. Но чем больше времени пользователь тратит на тестирование – тем меньше а) технических организационных возможностей такого тестирования и б) тем выше усталость и ниже результат.

Обычно, для уменьшения времени тестирования процесс «огрубляют»: проводят поверхностное (широкое) тестирования для грубой сортировки «по направлениям». Более того, доставшаяся нам «в наследство» батарея современных тестов подразумевала ручную, а не компьютерную обработку результата. Для оптимизации обработки тесты также сознательно упрощали.

Мысленный эксперимент

Допустим, у нас нет необходимости упрощать тест. Попробуем рассмотреть на примере одной из модификаций ДДО Е. Климова, где все профессии делятся на пять групп по предмету труда и есть 10 вопросов теста на каждую группу.

Такое количество вопросов считается достаточным для получения более-менее валидного результата (при соблюдении всех других критериев надежности, репрезентативности и т.д.).

Но вот в чем загвоздка. Десять вопросов помогут, к примеру, определить, что у пользователя ярко выраженный предмет труда — «Природа». Но какая именно — животноводство или растениеводство? А ведь каждое из них делится на десятки подотраслей (и это если не считать того, что природа у нас бинарная: есть еще неживая природа).

Допустим, мы решили пойти дальше и продолжаем «глубокое» тестирование. Если для валидного определения одного из пяти направлений требуется 10 вопросов теста на каждое из пяти направлений (типов профессий/предметов труда), то экстраполируя линейно — на втором уровне декомпозиции потребуется по 10 вопросов для 13 направлений (на втором уровне декомпозиции у трех направлений предметов труда по три категории, а у двух по две).

На следующем уровне уже получится более 60 «направлений» или не менее 600 вопросов теста для валидного ответа. А этот третий уровень декомпозиции все еще остается относительно «грубым», хотя и не такой, как у Климова, но и не такой конкретный, как, например, пятый уровень…

Насколько реалистично вообще провести тест всего лишь по одному срезу (предмет труда) на 600 вопросов? В методике Климова было 4 яруса классификации, по каждой требовался свой тест. В современных методиках тестов несколько десятков (правда, они остаются на том же порядке упрощенности, что ДДО Климова в своем модифицированном варианте).

Но ведь профориентологи давно обратили внимание, что человек обычно не склонен ко всем пяти направлениям: в среднем лидирует два. Таким образом, три пятых всех вопросов теста окажутся по отношению к нему нерелевантными.

Решение проблемы

Требуется техническое решение, позволяющее совместить глубину тестирования с релевантным числом вопросов (кейсов) теста.

Можно пойти путем создания дискретных тестов для каждого уровня декомпозиции. Но проблема в том, что а) выбор пользователя может быть на стыке нескольких направлений и б) дискретные тесты не позволяют «подняться на уровень выше», чтобы направить тестирование по новому направлению.

Проблему решает динамическое тестирование – когда программа анализирует каждый ответ пользователя и автоматически «сужает» направление тестирования, отсекая нерелевантные вопросы, но при этом оставляя проверочные вопросы теста для возможности выхода на уровень выше.

В основе полноценного динамического тестирования является «глубокий подход» в обработке и интерпретации данных, когда оценивается не сумма ответов на однотипные вопросы (как правило малоценных самих по себе и используемых для подсчета баллов по какой-либо категории), а каждый ответ на каждый вопрос.

А совокупность ответов на несколько взаимосвязанных вопросов может представлять отдельный замеряемый параметр. В процессе тестирования значения параметров могут меняться: какие-то накапливают или теряют свой вес, какие-то остаются неизменными.

Построение динамической системы тестирования для отдельного теста.
Схема расчетов коэффициентов для дискретного теста.
Требуется отметить, что для построения архитектуры динамического тестирования в масштабах диагностики «Профпробы» требуется обработка более миллиона коэффициентов — либо использование заранее обученной нейронной сети, встроенной в программу.

Подробное описание реализации «умного тестирования» описано на странице https://crcg.ru/adaptive-and-dynamic-tests/.

Принцип динамического тестирования в диагностике действием

Если пользователь в задании действием показал более высокие результаты, чем большинство пользователей (или выше определенных программой границ), то ему открываются «новые уровни», с более сложными задачами. До тех пор, пока пользователь «справляется» с заданиями, программа будет открывать новые уровни сложности, пока не измерит порог (либо программа или сам пользователь не решат, что «достаточно»).

Таким образом, динамическое тестирование позволяет менять сценарий (ход прохождения) всего комплекса тестов по принципу: чем разносторонней и способней человек – тем дольше ему придется проходить тест, и наоборот. Но главное, оно позволяет существенно сократить время тестирования, сохранив высокую точность оценки.

Если перевести все «портреты профессий» в элементы для построения графов, где каждое качество это узел графа (вершина), а длина (вес) ребра обозначает различие между критическими, оптимизирующими (и т.д.) качествами в формуле профессий, то мы можем увидеть очень интересную картинку: в запутанной паутине связей графа будут отчетливо проявляться «магистральные» дороги взаимосвязей качеств, которые повторяют основные группы профессий.

Фрагмент графа ПВК

Определив в начале тестирования соответствие пользователя опорным точкам на какой-либо из «магистралей» качеств, система динамического тестирования переориентирует порядок тестов таким образом, чтобы протестировать все критически необходимые ПВК для определения веса соответствия к профессиям одной «магистральной» группы. В процессе проверки будет определена следующая наиболее подходящая (по результатам тестирования) магистральная группа.

Мотивация пользователя и дружелюбный интерфейс

Одна из задач комплекса – замотивировать пользователя пройти всю батарею тестов с максимальной самоотдачей: ведь от качества прохождения будет зависеть точность результатов тестирования.

Этому способствуют мотивационные видеоролики, рисунки и сообщения, которые появляются между заданиями. В зависимости от пола и возраста пользователя, количества уже пройденных тестов (и их результатов) мотивационные сообщения будут отличаться, опираясь на «сильные стороны» каждого пользователя.

Пользователь может пропустить какое-либо задание, вернуться к нему позже или отказать совсем. Программа предупредит пользователя, какие ему тесты следует пройти, чтобы проверить себя на максимальное количество профессий (в соответствии с рекомендациями системы динамической диагностики).

Пользователь может отключить рекомендации и проходить тесты на свое усмотрение. После прохождение каждого теста меняется вес соответствия профессий, отображаемых в разделе «Атлас» (в основном инструменте «Пропроб»).

Дискретное во времени тестирование

В процессе тестирования программа время от времени предлагает пользователю оценить свое состояние и готовность продолжать тест. Диагностика действием достаточно быстро отмечает утомляемость, снижение концентрации внимания и скорости реакции. Это дает команду системе динамического тестирования изменить последовательность предлагаемых тестов для создания большего разнообразия и задействования других групп качеств (например, с когнитивных на телесные).

Если пользователь находится в подавленном, угнетённом психоэмоциональном состоянии, в стадии физической усталости и утомления, ему следует прекратить тестирование. В программе заложена функция остановки тестирования с сохранением результатов.

Не срез, а динамика

Идеальное тестирование – это не единичный срез пользовательских качеств, по которому производится оценка и подбор, а динамические срезы с продолжительными интервалами времени между тестированием. А анализу и оценке подвергать вектор и силу изменений, а не конечный результат.

Эта функция доступна для профконсультантов, которые могут сверить результаты тестов одного пользователя за разные периоды времени. Программа покажет вектор (силу и направленность) изменений и предложит интерпретационную часть. Эта функция реализована в тренажерных комплексах.

Доверие к пользователю

Одна из функциональных особенностей комплекса «Профпробы-360» — это реализация режима беспрецедентного уровня доверия к пользователю, когда становится открытой вся система оценки его качеств и их влияние на изменение веса соответствия профессий. Пользователь видит результат (полученную оценку качества) и как этот результат повлиял на итоговый список подходящих ему профессий.

Кроме этого, у пользователя открывается возможность вручную изменить эту оценку, если он считает, что программа его оценила некорректно, а также изменить сценарий хода тестирования, если он посчитает, что система динамического тестирования «ошиблась» в построении хода тестирования и ему следует пройти другие тесты, а предлагаемые не проходить.

Этот «режим доверия работы к пользователю» управляется (включается и выключается) профориентологом.

Атлас современных профессий

В разделе «Атлас современных профессий», выпускаемом как отдельный продукт, так и в качестве раздела диагностического комплекса «Профпробы-360», размещена актуальная информация по тысячам профессий, специальностей и должностей.

Визуально Атлас представляет собой пространство из 5 зон:

  • Основное окно с перечнем всех профессий.
  • Окно с «выключенными» профессиями, которые отсекли настройки фильтров.
  • Окно с избранными профессиями, которые можно будет сохранить, распечатать или отправить на электронную почту.
  • Окно информации о профессии, активизируется при выборе конкретной профессии.
  • Окно фильтров и режимов сортировки.

Профессии можно отсортировать по:

  • Востребованности (числу вакансий).
  • По уровню заработной платы.
  • По срокам обучения на профессию.
  • По конкурентности (число соискателей на одну вакансию).
  • По степени сложности профессии (умственной и физической).
  • По степени соответствия профессии (при условии прохождения диагностики).

Данные можно выбрать как по России, так и по любому отдельному региону страны.

Режим фильтрации позволяет удалять из основного окна профессии, не соответствующие фильтру.

Например, возможно убрать профессии:

  • По несоответствующему типу требуемого образования (вуз, колледж, курсы, не требуется).
  • По условиям организации труда.
  • По возможности удаленной работы.
  • По требованию знания компьютера.
  • По характеру работы (сидячая, стоячая, малоподвижная и т.д.).
  • По типу населенённого пункта (мегаполис, областной город, сельская местность).
  • Преимущественно женские или мужские.
  • По типу ограничения здоровья (для нарушений зрения, слуха, подвижности, интеллектуальных).
  • По сложности интеллектуальной или физической.
  • По скорости изменения профессии (новые и старые профессии).

И другие.

Таксономия профессий

На рынке труда представлено свыше 20 000 различных профессий, специальностей и должностей. Для большинства профессий важным является определение квалификационного разряда или категории — ведь в зависимости от квалификации существенно меняются требования к профессионально важным качествам и компетенциям сотрудника.

Для того, чтобы помочь пользователю сориентироваться в мире профессий, в рамках «Атласа» мы разработали следующую классификацию:

  • Группы профессий — это отраслевые наименования разнообразных профессий, например, врачи, учителя, программисты, полицейские и так далее.
  • Специальности — это непосредственно существующая конкретная профессия: врач-терапевт, учитель математики или оперуполномоченный. В этот раздел также входят корневые профессии, которые не имеют собственных специализаций.
  • Разряды и категории — в этом режиме уже отображается не просто «Слесарь КИПиА», а все семь разрядов этого слесаря (кстати, они отмечаются со 2-го по 8-й).

Отдельно можно подключить к списку отображаемых профессий:

  • Должности — которые не зависят от конкретной профессии. Например, «начальник», «заведующий» или «директор». У должностей есть свои категории.

Группы профессий удобны, чтобы «массово» исключить множество однотипных профессий одновременно. Для работы с фильтрами наиболее удобно отображать «специальности».

Атлас современных профессий может стать хорошим инструментом для изучения школьниками мира труда: понятие разрядов и категорий, изучение специальностей в рамках профессий, отличие профессии от должности, разнообразие существующих специальностей, определение условий труда и многое другое.

Онлайн данные рынка труда

Вся информация о профессиях регулярно обновляется благодаря проекту «Цифровая модель рынка труда».

В рамках проекта ежедневно в онлайн-режиме собираются данные с различных job-сайтов; алгоритмы обрабатывают все вакансии и резюме, имеющиеся в России. Идентифицируют работодателей, убирают повторные и сомнительные вакансии.

Схема работы проекта «Цифровая модель рынка труда»

Информация собирается как по России в целом, так и по каждому региону отдельно.

Анализ срезов рынка труда позволяет выявлять тренды: увеличение или уменьшения спроса на какую-либо профессию, изменение требований к качествам и компетенциям соискателя, резкое изменение заработной платы. Подробнее о функционале проекта можно прочитать на сайте https://rutrud.com/model/.

Для обработки колоссального объема информации (ежедневно обрабатывается более сотни гигабайт данных) специалистами АНО «Центр научных исследований в сфере профориентации и психологии труда» была разработана специальная лингвистическая отнология «Магуча» для машинного чтения и понимания вакансий и резюме. Узнать подробнее можно на сайте проекта: https://magucha.ru/.

Данные проекта «Цифровая модель рынка труда» интегрированы с программой «Профпробы-360» для получения обновленных данных по рынку труда в России.

Методика заполнения каталога профессий

Основная проблематика заполнения каталога, отображаемого в «Атласе современных профессий», — это гигантский объём информации. Для описания каждой из более 24 000 профессий, специальностей с учетом разрядов и должностей требуется заполнить свыше 100 параметров — и это не считая привязки профессий к системе диагностики!

Даже если тратить 30 секунд на принятие решения по параметру и внесению его в каталог, чистое затраченное время составит 20 000 часов или 2500 трудодней. Это более 10 лет для одного человека.

Методика наследования признаков

Решает проблему заполнения методика наследуемых признаков.

Согласно нашей таксономии, есть 4 вида сущностей, три из которых являются продолжателями друг друга и обладают наследуемыми признаками, а четвертая относительно малочисленная.

Для работы нам потребовалось составить Таблицу наследственных признаков. Задача таблицы – показать, какие параметры наследуются, какие активно меняются, какие меняются ситуационно.

Таблица наследственных признаков профессий
Таблица наследственных признаков

Но еще до заполнения на уровне групп профессий, специальностей и категорий/разрядов, целесообразно выделить служебные группы, которые не попадают в каталог профессий, но позволяют экстраполировать наследуемые признаки на входящие в эти группы профессий.

Суть заполнения заключается в смене группы при наследовании признака: мы заменяем служебные группы, олицетворяющие разные группы параметров, а не используем их одновременно.

Таким образом, таблица наследуемых признаков выглядит так:

Расширенная таблица служебных признаков
Расширенная таблица служебных признаков

В качестве первой служебной группы используется схема группирования профессий по ПВК и их комбинаций:

  • Телесная
  • Телесно-когнитивная
  • Телесно-творческая
  • Телесно-психофизическая
  • Когнитивная
  • Когнитивно-коммуникативная
  • Когнитивно-творческая
  • И так далее

Следующей служебной группой могут быть корневые функции у профессий. И так далее.

Для того, чтобы запрограммировать процесс заполнения каталога, потребовалась разработка особой онтологии профессий и их признаков. Определенную часть данных мы взяли из вышеупомянутого проекта «Магуча», остальную часть пришлось дорабатывать самостоятельно.

В будущем к работе планируется подключение нейронной сети с обязательным контролем «человека» над результатами.

VR-приложение «Условия труда»

В комплектацию диагностического комплекса «Профпробы-360» входит VR-приложение «Условия труда», которое является самостоятельным продуктом.

Приложение помогает пользователю сориентироваться в наиболее подходящих ему условиях труда:

  • Размер рабочего пространства
  • Физическая нагрузка
  • Психологическая нагрузка
  • Умственная нагрузка
  • Плотность общения
  • Экология рабочего места
  • Ритм работы
  • Разнообразие работы
  • Влияние работы на здоровье

И другие критерии условий труда

Почему была выбрана технология VR? Благодаря ей можно показать «окружающий мир» на 360 градусов, а также встроить систему интерактивного взаимодействия внутри.

Концептуально приложение «Условия труда» представляет собой мини-тест, позволяющий пользователю быстро сориентироваться и отсечь все заведомо неподходящие для него условия. Результатом является определение «индекса адаптивности», а также конкретных видов деятельности, наиболее соответствующих выбранным условиям труда.

Ориентация в условиях труда с помощью VR-предложения помогает пользователю более осмысленно использовать фильтрацию в разделе «Атлас современных профессий», «донастраивая» для себя подходящие профессии после основной диагностики.


VR-приложение вместе с диагностическим комплексом позволяют фактически в полной мере восполнить преимущества реальных профессиональных проб — только одновременно для всех существующих профессий.

Тем не менее, мы рекомендуем пользователям не только не отказываться от настоящих профессиональных проб, но в обязательном порядке их пройти, причем пройти полноценно, потратив значимое время на каждое трудовое действие.

Мы надеемся, что наш диагностический комплекс «Профпробы-360» поможет вам определить, какие именно профессии наиболее перспективны для вас, и обратить на них своё внимание.

arrow